Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
20:15
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Деревня Пустынь Александровского района. Ждан-городок.

Село Осипова Пустынь

Пустынь — деревня в Александровском районе Владимирской области при речке Кубрь. Известна как село Осипова Пустынь. «Село Осипова пустынь, на реке Кубри, находится в 26-ти верстах от уездного города (Александровский уезд) и в 150-ти от губернского».

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Вишняковской волости Переславского уезда.
С 1929 года в составе Ямского сельсовета Александровского района, в 1941-1965 годах в составе Струнинского района, позднее в составе Обашевского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 47 чел.; в 1905 г. – 106 чел.; в 2010 г. – 20 чел.

Ждан-городок
Ждано-горский стан
Осипова пустынь

3 — 1.5 тыс. лет н., в эпоху раннего железа, в границах современного Александровского района формируются поселения дьяковской культуры. Среди них городища Рупусово около деревни Рупусово и Золотая Чаша близ деревни Антонка.
1. Рупусово. Городище расположено в 0,4 км. к югу от деревни, мыс надпойменной террасы прав. Берега р. Парша, лев. Притока р. Кубрь, 50 м. от устья безымянного ручья. Площадка овальной в плане формы размерами ок. 120х23 м., высота над поймой 3-5 м., с напольной восточной стороны – вал выс. 1 м. при ширине в основании 5-7 м. и ров глубиной 1,0-1,5 м. Плащадка, остатки укреплений и склоны мыса поросли лесом. Культурный слой и находки не выявлены. По внешним признакам памятник может быть отнесен к р.ж.в.
3. Ям. Городище 2 (Золотая чаша), сер. – 2-я пол. 1-го тыс. н.э. 1.3 км. к юго-западу от деревни, 1.8 км. к юго-востоку от д. Антонка, левый берег безымянного ручья, левого притока р. Кубрь. Площадка подчетырехугольной в плане формы, вытянута с севера на юг, размеры ок. 72х65 м., высота над ручьем 9 м., с напольной южной стороны – вал высотой 1.5 м. при ширине в основании 12-15 м. и ров глубиной 1-2 м. при ширине до 10 м. Поверхность площадки поросла деревьями и кустарником, нарушена кладоискательскими ямами. Керамика лепная неорнаментированная позднедьяковского и мерянского облика.
В долетописное время окрестные земли стали заселяться финно-угорскими племенами: мурома и меря. И если племя мурома занимало территорию современного Муромского Поочья, то меря — близлежащие к Александрову территории: район озёр Неро и Плещеево, Суздальско-Юрьевское Ополье.
В конце первого тысячелетия с мерянами (да и между собой) смешались пришедшие славянские племена: с северо-запада — ильменские словене, с запада — кривичи, с юга-запада — вятичи.
2. Ям. Городище 1 (Ждан-городок), 11-13, 14-17 вв. 0.6 км. к северо-западу от деревни, мыс левого берега р. Кубрь (левый приток р. Нерль) при впадении в ее долину оврага. Площадка овальная в плане размерами 170х90 м., высота над рекой 8-10 м., с запада и юга ограничена валом высотой 1.5 м. при ширине в основании 2 м. и неглубоким рвом, с востока – глубоким оврагом. Керамика гончарная древнерусская и позднесредневековая, в т.ч. красноглиняная, черноглиняная и чернолощеная.

ОСИПОВА пустынь на р. Кубре, основана на месте битвы новгородской дружины Всеволода Мстиславича с суздальской дружиной Юрия Долгорукого на Жданой горе в 1135 г. Бой произошел 26 января в день памяти Иосифа епископа Солунского, в честь которого назван монастырь.
Скорее всего в районе Жданой горы был суздальский укреплённый пункт - Жданогорский стан - который новгородцы пытались захватить, чтобы контролировать торговую дорогу и не зависеть от Ростово-Суздальского князя, в руках которого был путь через Клещин. Сама Жданая гора имеет все признаки того, что она была искусственно обработана в оборонных целях. Согласно народным легендам, Ждан-городок сгорел с Космодемьянским монастырем, его фортом на берегу реки Куровки. В его окрестностях находилось несколько меньших городков. Заброшенную лесную дорогу за южными скатами Жданой горы народ до сих пор зовет "губерняя дорога". Наличие значительной сухопутной дороги в прошлом подтверждает название деревни Ям Александровского района Владимирской области, на левом берегу реки Кубрь.
На Жданой горе 26 января 1135 года ростово-суздальская дружина Юрия Долгорукого разбила новгородских захватчиков, которых возглавлял князь Всеволод Мстиславич.
Поводом для сражения послужил хлеб, который суздальцы стали отпускать из Ополья в Новгород по завышенным ценам и облагать провоз товаров новгородских купцов большими пошлинами. Новгородцы привели большую рать зимою, идя по рекам; до Жданой горы они добрались по реке Дубне, Заболотскому озеру, Сулоти и, наконец, по Кубре.
Новгородцы заняли гору и, когда появились суздальские войска, тем пришлось выбивать врагов с высот. Чтобы сделать это с меньшим уроном, суздальцы отрядили воеводу Короба Якуна с 500 человек в тыл неприятелю, а сами стали строиться в боевой порядок. Новгородцы, разделившись на три полка, устремились с высот и начали теснить суздальцев, был сбит княжеский стяг. В это время Короб напал на новгородцев с тыла и смял их. Суздальцы ободрились и разбили врага наголову; были убиты главные вожди: посадник Иванко «муж храбрый», тысяцкий Петрило Микулич и множество воинов. Богатый обоз стал добычей суздальцев.
Вот как рассказывает летопись:
Того же лета, зиме, князь Всеволод Мстиславич иде ратью с Немцы и со всею силою Новгородцкою на Суздаль и на Ростов; и бысть им путь стропоток зело: насташа бо дние злы, ветри силни и виалици страшны зело; и сретиша их Суздалци и Ростовцы на Ждане горе, и бишася тамо на Ждане горе крепко, и много зла створися Новгородцем, и убиша мужа славна посадника их Иванка Данкова, и Жиряту Якунова, и Петрила Никулича, и Даншу Якшича, и много добрых и храбрых мужей Новгородцев побиша, и многи крови христианьскиа пролиашася. И бежаша Новгородци и со князем их к Новугороду, и пришедше в Новгород начаша молвити о Суздальстей войне на князя Всеволода Мстиславича; он же умысли бежати в Немци.
— Никоновская летопись под 1134 годом.
Целый день не умолкала жестокая, кровопролитная битва. Полки расходились и вновь сходились, оставляя на поле брани раненых и мёртвых. Враги падали под ливнем стрел, под ужасными ударами боевых топоров.
Новгородцы стремились занять Жданую гору и Ждан-городок, чтобы контролировать водный путь по Кубри, а затем укрепиться в Залесье и Ополье. Отсюда можно было двигаться дальше, отсекая южные края Северо-Восточной Руси и бассейн реки Москвы от старых боярских городов Ростова и Суздаля.
Битва у Жданой горы была бесполезна для новгородцев, однако повлияла на поступки Юрия Долгорукого. Сражение было одной из причин к тому, чтобы укреплять западные и юго-западные границы княжеского удела. Вскоре после битвы на Жданой горе князь Юрий закрывает устье Волжской Нерли крепостью Константин в 1134 г. (потом Кснятин, теперь село Скнятино Калязинского района Калининской области), возводит будущую Москву — деревянный кремль в торгово-ремесленном посёлке на реке Москве (1147), ставит центральную крепость в Переславле (1152) и небольшую крепость в Дмитрове для надёжной защиты путей по рекам Дубна и Яхрома (1154).
В самом Новгороде после неудачного похода князь Всеволод и епископ Нифонт построили каменную церковь Успения на Торгу на память усопших или убитых во время битвы на Жданой горе. Церковь эта строилась в течение девяти лет и была закончена в 1144 году.
Ждан-городок, находившийся на параллельной торговой дороге городищу "Клещин".

Осипова Пустынь и Ждан-городок запустели после разорения польско-литовскими грабителями в нач. XVII в. Осипова Пустынь была передана в качестве вотчины Переславскому Борисоглебскому что на Песках монастырю.
Упразднена в 1764 году.

В Переславском уезде 1620-х годов упоминаются запустевшие станы Ждано-горский и Опалев, которые уже совершенно отсутствуют в переписных книгах 1678 г.

Название сохранило село Осипова Пустынь, сейчас — д. Пустынь. В с. Осипова Пустынь еще в начале двадцатого века хранилась икона Тихвинской Божией Матери, она была найдена на берегу р. Кубри, в местности близ теперешней мельницы (в 1920-е годы), где в настоящее время находится часовня (тоже в 1920-е годы).
Невдалеке от пустыни находится урочище Жолница (рядом с д. Антонкой).
В середине 1960 года Переславскому музею сообщили, что в лесу между деревнями Бутримово, Романка и Головнино лесорубы и шоферы, вывозящие лес, обнаружили группу курганов, часть их раскрыли и нашли черепа, кости, металлический топорик и бронзовый браслет. Посланный по этому сигналу научный сотрудник музея подтвердил наличие большой группы курганов разных размеров.
В августе 1960 года экспедиция Переславского музея обследовала в этих местах две группы курганов и в первой из них, насчитывающей 37 захоронений, раскрыла четыре. Стало совершенно ясно, что эта группа - обычное деревенское кладбище. Здесь оказались мужские, женские и детские захоронения. Факт погребения на горизонте с последующей насыпкой могильного холма, в не в грунтовых ямах, как того требовала христианская религия, позволил предположить, что курганы относятся к XИ веку, когда население еще не полностью освоило христианские обряды. Это подтвердили и находки: витой проволочный перстень с несомкнутыми концами, браслеты, височные кольца и другие предметы. Они же удостоверили, что жили здесь славяне-кривичи, то же племя, что и в Клещине. Немногочисленность вещей в курганах свидетельствовала о том, что население этой местности не было богатым.
В одном из курганов были найдены стеклянные бусы с золотой и серебряной прокладками. Известно, что в большинстве своем бусы с металлической прокладкой, бытовавшие в древней Руси, особенно в XИ веке, ввозились из стран Ближнего Востока. Значительное количество таких бус найдено в курганах Владимирской и Ивановской областей (2724 с золотой и 1413 с серебряной прокладками), в тех местах, где проходили древние торговые пути. В Ярославской же области до недавнего времени первых было найдено 346, а вторых 120. Находки бус в курганах неподалеку от Жданой горы увеличили это количество.
Около останков монастыря, расположен «Святой родник», освященный основателем этого монастыря монахом Иосифом.

Осипово-Пустынский приход

В селе — каменная церковь с такой же колокольней; о времени ее построения сведений также не сохранилось; известно только, что она уже существовала во второй половине XVIII века.
Престолов в церкви два: в холодной в честь Тихвинской иконы Божией Матери, в приделе теплом во имя препод. Сергия Радонежского.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Тихвинская икона Божией Матеря почитается в приходе чудотворною; имеется в церкви небольшой серебряный крест с 24 частицами св. мощей.
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1788 года, исповедные росписи с 1828 года.
Особый причт при церкви существует с 1881 года; с 1873 по 1881 г. приход был приписным; причт состоит и из священника и псаломщика. На содержание их получается: а) определенного оклада от прихожан 190 р.; б) процентов с причтового капитала (300 р.) — 12 р.: в) от земли пахотной и сенокосной 60 р.; г) от хлебного сбора 40 р.; д) от служб и требонсправлений до 690 р., а всего около 990 р. в год. Кроме того священник получает от приходу 10 саж. дров, а псаломщик 5 саж. Дом для священника церковный на обывательской земле; на ремонт церковных домов внесено прихожанами 200 рублей.
Земли при церкви: усадебной неопределенное количество в общем владении с крестьянами, пахотной в 3 участках 27 дес. 149 саж. (план общий с крестьянами), на четвертом участке сенокосной 3 десят. 132 саж.; под церковью и кладбищем 2000 саж. Кроме этого есть церковная земля при сельце Ям, но сколько ее, точно неизвестно. Священник отдает свою часть земли в аренду.
Приход состоит из села Осиповой пустыни, сельца Ям (1 вер.) и деревень: Обашева и Мироедова (2 вер. от церкви), в коих по клировым ведомостям числится 187 душ муж. пола и 224 женского; все православные.
Кроме того в приход входят временно-проживающие на фабрике Барановых «Крестьянка» до 350 человек.
В приходе имеются две народных школы: 1) церковно-приходская в селе Осиповой пустыни и 2) земская при фабрике «Крестьянка»; в первой в 1893 году учащихся было 27, а во второй 46.
/Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. - Владимир : типо-лит. В.А. Паркова, 1893-1898. - 5 т.; 21. Переславский и Александровский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Добронравов]. - 1895. - 520, VI с./
Александровский уезд.
Александровская епархия
Александровский район
Монастыри Владимирской области.
Закрытые монастыри Александровского уезда.
- Свято-Успенский женский монастырь. Александровская слобода.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Николай (15.10.2015)
Просмотров: 4536 | Теги: Город Александров, монастыри | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru